Iron Will |
|
В нашей рубрике я уже упоминал об эффективном способе тренировки слуха - пропевании гитарных партий. Сегодня я расскажу об этом подробнее, а также дам несколько практических советов о самостоятельных занятиях. На первоначальном этапе необходимо научиться точно следовать голосом за отдельными звуками или всей мелодией гитары в пределах определенной гаммы. Поскольку вам одному вряд ли удастся петь на два голоса, а тем более хором, то и играть тоже удобнее одноголосье, по крайней мере, пока. Таким образом, все внимание будет сконцентрировано на точности унисона с гитарой. Скажем, вначале можно поработать с пятью звуками гаммы ля-минор, см. ПРИМЕР 1А. Мелодический рисунок для параллельных игры и пения показан в ПРИМЕРЕ 1В. Конечно, такая тренировка требует потребует от вас определенных внутренних затрат, но результат стоит того! ПРИМЕР 1 На следующем уровне вы можете рискнуть преодолеть жесткую структуру гаммы. К мелодии, которую вы пропеваете вместе с гитарой, добавьте хроматические "проходящие" звуки, они находятся между ступнями тональности. ПРИМЕР 1С демонстрирует такую усложненную мелодическую линию на основе все той же ля-минорной гаммы. Выход за рамки стандартной диатоники - это отличная тренировка слуха, особенно в части узнавания тона. Занимайтесь по этой методике ежедневно, и вас приятно удивят перемены! Важнейший этап тренировки слуха - умение безукоризненно распознавать интервалы. Если от ноты ля подняться вверх на два лада до ноты си, то интервал между ними составит большую секунду. Четыре лада вверх от ля до до-диез дадут большую терцию. ПРИМЕР 2А показывает интервальную структуру между тоникой и остальными ступенями в тональности ля-минор. В ПРИМЕРЕ 2В дана хроматическая гамма от звука ля на полторы октавы вверх, также с указанием интервалов относительно тоники. Я очень рекомендую выучить все эти интервальные последовательности. Для этого хорошо проигрывать гамму, произнося вслух названия соответствующих интервалов. ПРИМЕР 2 Для того, чтобы научиться распознавать интервалы, существует множество самых разных упражнений. Мне нравиться вот это: нужно записать на магнитофон пары интервалов, например малые и большие терции, в самой разной последовательности (См. ПРИМЕР 3А). Записывая кассету, проиграйте на гитаре любую терцию и после небольшой паузы произнесите название: "малая" или "большая". Таким образом можно заполнить все 60 минут пленки. Смысл упражнения в том, чтобы прослушивая запись, постараться назвать качество услышанного интервала до того, как это сделает голос на пленке. Так вы сможете точно и быстро отличать большие и малые интервалы от любого звука в любом гитарном регистре. Аналогично отрабатываются чистые и увеличенные кварты. (Увеличенная кварта - интервал на полтона больше чистой кварты). ПРИМЕР 3В представляет случайную подборку этих кварт. Точно так же запишите 60-минутную кассету, затем слушайте и в паузах называйте интервалы, сверяясь с голосом на пленке. В дальнейшем объедините в одной записи обе кварты и обе терции. Таким образом вы сможете записывать и распознавать все интервалы от любого тона в любых последовательностях. ПРИМЕРЫ 3,4 Вариант данного упражнения - узнавание интервалов от одного и того же заданного тона. Например, вы выбрали ноту си: запишите любую случайную последовательность интервалов от этого звука, не забывая называть каждый раз, какой именно интервал прозвучал. См ПРИМЕР 4. К тому времени, когда вы начнете "щелкать" эти упражнения легко и непринужденно (а это уже почти совершенство), можно будет говорить о достаточно крепкой хватке на интервалы. Вам придется записать не одну кассету, но в конце концов вы научитесь слышать интервалы в любой музыке. Многие музыканты занимаются развитием "интервального слуха" всю свою жизнь. Встретимся вновь через месяц на "Тренировке слуха". Перевод: Андрей Смирнов
|
|