Iron Will |
|
Размышления о блюзе. (c) 1997 by "Guitar World". This article has been reproduced on "Guitar Studio" with the author's permission. Reproduction in whole or in part without written permission of the publisher is strictly forbidden. The original English version of this article is available from "Guitar World Online" (http://www.guitarworld.com/). Всем привет и добро пожаловать на страницы моей новой колонки. Надеюсь, что в ближайшие несколько месяцев я сумею поделиться с вами некоторыми секретами, которые я узнал о гитаре в ходе своей карьеры. С самого начала я хочу подчеркнуть, что эта колонка не будет посвящена технике игры. Существует много книг и видеокассет, которые освещают эти вопросы достаточно хорошо (лично я считаю, что техника игры - это замечательно, но она никогда не заменит эмоциональности). Не будет здесь и слов о теории. Если вы в самом деле хотите разобрать музыку по косточкам, найдите себе хорошего учителя. Вместо этого я собираюсь обратиться к некоторым аспектам игры на гитаре, в особенности блюзовой гитаре, которые остаются незамеченными молодыми и неопытными гитаристами. Сегодня многие гитаристы фокусируют массу энергии на скорости игры. На самом деле в этом нет ничего плохого. Но это не должно становиться единственной целью. Я в первую очередь чувствую музыку, и в большей степени - как язык общения, как еще один способ коммуникации. Когда вы приезжаете в чужую страну, то вы не просто подбираете невпопад иностранные слова и барабаните их с бешенной скоростью. Вы разучиваете несколько слов, составляете из них фразы, а затем из этих фраз комбинируете предложения. И только так возможно добиться смысла и выразить эмоции на этом языке. Тоже самое верно и для музыки, а особенно - для блюза. Вы подбираете ноты, чтобы получить музыкальную фразу. Фраза, в свою очередь, создает завершенное музыкальное предложение. Всякий раз, когда я играю на гитаре, я ощущаю, что веду разговор. Я не думаю о гаммах и нотах. Все мое внимание - на общении со своей публикой. И поверьте Би Би - все остальное неважно. Это и есть та область, где я смогу помочь вам расширить границы - с помощью неуловимых интонаций вибрато, акцентирования фраз, отточенных соло, исполнения вступлений и переходов. Для того, чтобы помочь себе расти как музыканту, одно из важнейших условий - развивать слух. Вы должны уметь слышать все, что играете. Можно начать развивать слух еще раньше, чем играть риффы, научившись настраивать гитару без помощи специальных инструментов. Сегодня большинство пользуется тем или иным тюнером, но в мои времена приходилось настраивать гитару на слух. Очень часто фортепиано или камертон не оказывались под рукой. В таком случае мы приблизительно на слух подстраивали нижнюю струну Е и затем по ней строили остальные струны. Многие молодые гитаристы часто спрашивают меня: "Би, как ты играешь блюз?" Ну, здесь нет единого верного ответа. Все что я могу сказать, так это то, что хотя создать мастерский блюз занимает гораздо больше времени, чем просто научиться правильно играть ноты и гаммы, вам все равно надо знать их в совершенстве. Другими словами, нельзя научиться пользоваться новым инструментом, пока не получишь его в свои руки! Я хочу поделиться с вами двумя специфическими гаммовыми последовательностями, которые я использую в соло. В этом месяце мы разберем одну из них. Эта гамма называется весьма подходяще - блюзовая гамма. Она содержит основной тон, пониженную третью (один из важнейших тонов блюза), четвертую, пониженную пятую (еще одна классическая "блюзовая" нота) и пониженную седьмую ступени основной гаммы. Эта гамма является фундаментом блюзового соло. FIGURE 1 показывает мою аппликатуру этой гаммы. Заметьте, что при восхождении я просто перехожу от 1-й к 3-й позиции, выполняя слайд указательным пальцем. Также заметьте, что я предпочитаю добавлять пониженную пятую ступень при движении вниз. А теперь займемся трюками. Просто исполнить эту гамму недостаточно. Чтобы получить настоящий блюз, надо выделить некоторые ноты гаммы, а некоторые просто пропустить (то же самое касается пауз - иногда гораздо важнее ничего не играть, чем заполнить пространство бесполезными нотами). Это все равно, что рассказывать шутку. Вы добиваетесь внимания слушателя вводной фразой, затем делаете небольшую паузу, подготавливая его к основной фразе шутки и затем обрушиваете эту убойную фразу на него. Вот также должно звучать блюзовое соло. Вы приглашаете слушателя в небольшое путешествие, все время медленно подготавливая его. Затем, когда вы играете пик своего соло (кульминацию), получается гораздо мощнее и убедительнее - также как и в главной фразе шутки. Когда я играю музыкальную идею или фразу, мой слух не удовлетворен до тех пор, пока я не добавлю чего-то своего к этой фразе, будь ли это вибрато или бенд или скольжение. Приведу один пример. FIGURE 2 демонстрирует простенький восходящий рифф, который можно сыграть на
AUDIO FILES FIGURE 2 Но если сыграть ее как написано, можно заметить, что чего-то не хватает и она звучит как-то не так. Теперь сравните как эта фраза зазвучит в стиле Би Би (FIGURE 3).
AUDIO FILES FIGURE 3 Недолго думая, вместо того, чтобы сыграть идущие одна за другой ноты G на струне E, на второй G я делаю слайд на струне В и затем добавляю вибрато. Это задает начало для соло. Оно говорит "Эй, я здесь! Послушай, что я хочу сказать!" Затем я отвечаю на эту фразу бендом на D от С и тут же возвращаюсь назад. Бенды придают нотам более чувственное звучание, как будто гитара поет. Затем, слегка изменяя ритм в последнем такте, я добавляю настойчивости в завершении фразы - я веду вас обратно к основному тону. Это для моего слуха означает, что звук стал гораздо более "блюзовым", чем подход, использованный в FIGURE 2. Попробуйте применить его в своих соло - используйте глиссандо, бенды, восходящее и нисходящее легато чтобы заставить струны больше "петь". Вы сами неожиданно поймете, что заиграли блюз. Я надеюсь, что в ближайшие несколько месяцев вы составите мне компанию в этой, как я думаю, увлекательной прогулке. С нетерпением жду новых встреч! перевод Олега Павлова |
|