blast_1.gif

   Iron Will  

blast_7.gif

 3d_welcome05_whitebg_1.gif

главная

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 Tom Morello

Очень часто люди спрашивают о моей манере игры: с чего все начиналось, откуда берутся новые идеи и пр. Отвечу так: мой необычный стиль есть результат мышления, помноженного на постоянные занятия. Плюс ряд приятных случайностей и совпадений. Годы, посвященные традиционной системе занятий и борьбе с музыкальными условностями не прошли даром. За это время накопилась масса оригинальных наработок и выработался собственный саунд.

Когда я только увлекся музыкой, то слушал тяжелые гитарные группы - «Led Zeppelin» и «Black Sabbath». Именно благодаря им я и взял впервые в руки гитару. Чуть позже появился панк. «The Clash», например. Четкая социальная направленность их текстов убедила меня в том, что можно петь на злободневные темы в рок-н-ролльном контексте. Далее мне удалось обнаружить прямую аналогию от «The Clash» к рэпперам «Public Enemy». Обе команды соединили великолепную лирику с радикальной, по своей сути, музыкальной составляющей, разрушив сложившиеся стереотипы. Их пример еще сильнее возбудил во мне интерес к исполнению музыки. Таким образом, «Rage Against The Machine» задумывался как коллектив, который будет играть мощные металлические риффы с хип-хоп-грувами, политически ориентированной лирикой и элементами панка. Соединение этих стилей можно услышать на всех трех наших пластинках. Задолго до того, как появились «Rage», не скрою, я разучивал гаммы и лады, занимался по восемь часов в день. В те дни я слушал неоклассиков вроде гитарного эквилибриста Ингви Мальмстина или исполнителей музыки фьюжн. Взять хотя бы Ола ди Меолу. Через некоторое время стало очевидно, что копировать других музыкантов, - это не мое, надо искать свои пути и способы выражения в музыке. Потом я услышал Алана Холдсворта и Энди Гилла из «Gang Of Four». Они открыли мне глаза на многие вещи. Их уникальные манера и звучание настолько поразили меня, что я стал по-другому относиться к инструменту. Помню, тогда у меня был Gibson Explorer. Я начал экспериментировать с тумблером переключения датчиков, добившись совершенно новых звуков и эффектов (примеч. переводчика: чтобы повторить технику, о которой говорит Том Морелло, нужна гитара с двумя звукоснимателями с раздельными ручками громкости. Один датчик полностью «гасится», другой - выводится на максимум. Дальнейшие действия основаны на манипулировании переключателем туда-сюда). Как говорят, зерно, посаженное в плодородную почву, вскоре дало ростки.

Первые репетиции «Rage» показали, что в группе играет мощная хип-хоповская ритм-секция. Что делать мне как гитаристу? Правильнее, наверное, было бы дополнять работу басиста и барабанщика «подкладами» в духе «Перцев». Но я пошел другим путем. К тому времени в моем арсенале появилась педаль DigiTech Whammy. Ее я использовал, в основном, как гармонайзер, но, покопавшись немного, нашел еще ряд интересных функций, когда, например, сыгранное на гитаре можно транспонировать на две октавы выше. Whammy - именно тот прибор, при помощи которого нам удалось получить те звуки, что звучат на записях Dr.Dre. Соединив эффект с техникой переключения датчиков, я по-своему интерпретировал все эти ди-джейские штучки. Было безумно интересно, что из этого выйдет.

Гитара перестала быть просто инструментом. Она заменила клавишные, сэмплы, прочие модные изобретения. Я продолжаю искать собственный звук, довожу технику исполнения до автоматизма.

«Mic Check» с нашего последнего альбома «The Battle of Los Angeles» («Epic») - хороший пример песни, в которой использован широкий спектр «неправильных» гитарных приемов. Прозрачная, суперчистая ритм-партия вступления сыграна на усилителе «Line 6». Он стоит у меня в студии. Аппарат выполнен в формате Twin (2x12). И, кроме того, он очень близко к тексту моделирует звучание многих известных моделей усилителей и эффектов. Мне очень нравится чистый звук. На записи сигнал слегка обработан цифровой задержкой Boss. Вступительный рифф «Mic Check» состоит из нескольких арпеджио, построенных на F#-миноре. Ноты исполняются последовательно, одна за другой. Как показано в первом такте ПРИМЕРА 1A, восходящее арпеджио F#m играется в 14-й позиции. Безымянный палец прижимает F# на струне D (16-й лад), а указательный берет баррэ на 14-м ладу (струны G,B и E). Каждая нота играется только один раз; цифровая задержка создает эффект повторного звукоизвлечения.

Во 2-м такте я играю следующее арпеджио с добавочной G# на струне E (16-й лад, прижимается мизинцем). F#-минор плюс G# дают в сумме аккорд F#m9 (добавочная 9-я ступень). Фраза заканчивается неожиданно. В последнем такте звучит арпеджио F#mMaj7. E# (или натуральная F) прижимается мизинцем на струне B.

Осваивать фразу начните октавой ниже, как это показано на ПРИМЕРЕ 1B. Когда разучите рифф, попробуйте сыграть его в разных позициях по всему грифу, меняя местами арпеджио в последовательности.

На 1:49 звучания композиции подключается следующая тема, в которой есть две несущих на себе разную смысловую нагрузку гитарные партии. Первая гитара играет трезвучия, каждый аккорд в долю - «раз», «два», «три», «четыре». Настройка дилэя та же, что и в куплете. Фрагмент исполняется «пальцевым» стилем. Средний палец левой руки прижимает ноту E на струне B (5-й лад), которая звучит в сочетании с открытыми струнами G и E (см. ПРИМЕР 1C). Партия другой гитары напоминает звукоподражание - dugada-dugada-do. Настройки педали дилэя остаются прежними. Правая рука глушит струны у бриджа. Средний палец левой руки скользит по басовой струне E вниз и вверх, а в это время медиатор играет 16-е триоли. Фразу я начинаю в районе 15-го лада.

ПРИМЕРЫ

На 2:09 звучания вступает очередная партия, которая звучит, как будто гитара «смеется». Для исполнения трюка бриджевый звукосниматель выведите на минимум, а нэковый - на максимум громкости. В левой руке я держу металлический слайд, которым ударяю по струнам и делаю скольжение прямо над звукоснимателями. Одновременно с этим правая рука работает с позиционным переключателем, меняя положения. Ритмический рисунок слайда совпадает с положением «on» переключателя (таким образом мы контроллируем уровень шума). Высота тона зависит от места на струне, куда ударяет слайд, - чем ближе к бриджу, тем выше. Похожий эффект можно услышать с соло-секции песни «Fistfull of Steel» («Rage Against The Machine»).

На 2:19 я начинаю шизовать в ди-джейском стиле: слайд отложен в сторону, включается wah, правая рука работает переключателем датчиков. Фразы заканчивается дайвом на басовой струне E. Эта фишка напоминает звук «му». Та же техника (минус «корова») была применена в песне «Bulls on Parade» («Evil Empire»).

Надеюсь, что мой урок вдохновит вас на самые смелые гитарные безумства. До следующих встреч!

Перевод: Андрей Гончаров

             

 

Hosted by uCoz