Iron Will |
|
Ещё до того, как Dream Theater стал популярным, я давал много уроков, и однин из наиболее частых вопросов, терзавших моих учеников, был вопрос о том, как применять хроматические гаммы в музыке. Их прежние учителя давали им хроматические упражнения для разминки, не объясняя при этом, насколько это интересная гамма. В течении следующих нескольких месяцев я покажу вам, как использовать хроматическую гамму не только как упражнение для развития скоростной игры, но и как сильный мелодический ход, который поможет вам добавить колорита в свою игру. ПРИМЕР 1 показывает хроматическую гамму в первой позиции, начиная с F. Поскольку хроматическая гамма строится на полутоных интервалах (таким образом включая в себя все 12 нот), то у неё нет определённой тональности. А это означает, что она используется лишь по вашему усмотрению и ложится на любой аккорд. ПРИМЕР 1 MIDI-файл К ПРИМЕРУ 1 Прежде чем вы сможете применять хроматические задумки к ладам и арпеджио, вы должны немного приноровится к самой гамме. Вам стоит поиграть её по всему грифу, дабы ваши пальцы смогли к ней привыкнуть. Ниже приведены несколько упражнений, которые улучшат вашу технику. Как только вы овладеете необходимым навыком, применять гамму в практических ситуациях станет намного проще. ПРИМЕР 2 не содержит все ноты хроматической гаммы (так как в него входят не все полутона), но для начала вам будет в самый раз. Играйте это с метрономом, используя переменный шртих. Начтите в медленном темпе (60 ударов в минуту) и постепенно увеличивайте темп. Поскольку количество нот можно разделить в группы по 4 в каждой, то я рекомендую вам акцентировать первую ноту каждой четвёрки, то есть на клик метронома. Я делаю так, чтобы играть ритмически ровно, и в результате растёт моя скорость и чёткость исполнения. ПРИМЕР 2 MIDI-файл К ПРИМЕРУ 2 Освоив ПРИМЕР 2, переходите к ПРИМЕРУ 3. Он хорошо тем, что заставляет вас, не задерживаясь в какой-то одной позиции, двигаться вдоль всего грифа (разве вам никогда не хотелось сбросить узкие оковы пентатоники?) Начните с F# на нижней Е и сыграйте 4 хроматические ноты вниз по грифу, далее сдвинте мизинец на один лад вниз (теперь вы в 3 позиции) и сыграйте 4 ноты вверх, снова сдвинтесь на один лад вниз (4 позиция), но на этот раз указательным пальцем. Озвучьте 4 ноты. Не меняя позицию, "перескочите" на струну А и повторите всё сначала. В конце концов вы должны оказаться на верхней Е в 14 позиции! ПРИМЕР 3 MIDI-файл К ПРИМЕРУ 3 ПРИМЕР 3а - это всего лишь ПРИМЕР 3, сыгранный наоборот, понижаясь до 2-й позиции. Следите за указаниями пальцев внизу табулатуры. Оба упражнения хорошо ложатся на F#m, но это не означает, что в других позициях они не сработают. Эксперементируйте! ПРИМЕР 3a MIDI-файл К ПРИМЕРУ 3a В следующий раз мы изучим, как хроматические пассажи ложаться на разнообразные музыкальные темы. До скорого! Перевод: Цыба Сергей |
|